Любой японский аукцион не может обойтись без важнейшего для него документа – аукционного листа. В нем содержится подробнейшее описание состояния авто, его комплектации и установленных опции, а также выставляется аукционная оценка.
На первый взгляд, может показаться, что в аукционнике можно написать недостоверную информацию, но это совершенно не так. После того, как экспертом осуществлена обязательная предаукционная проверка машины, он тщательно и с большой осторожностью заполняет по ней аукционный лист. Такую предельную аккуратность объяснить очень просто – если будет заподозрено завышение оценки, то репутация аукциона будет сильно подорвана, вплоть до лишения его лицензии, а эксперта, проводившего осмотр, с треском уволят. Порой даже встречается обратная практика – занижение оценки с целью подстраховки и во избежание спорных ситуаций. Такое случается не часто, но об этом стоит знать.
Зачем же был создан данный документ? Все предельно просто – каждый день на аукционах торгуются десятки тысяч машин, и осмотреть каждую из них дилер просто не в состоянии. Так что эта бумага оказывается незаменимым помощником при выборе машины, и поэтому особенно важно знать, как читать аукционный лист.
Система оценок автомобиля на аукционах
Каждый аукцион, в Японии, имеет свою систему оценок автомобилей. Ниже представлены наиболее встречающиеся оценки:
S | Новый автомобиль. Лучшая оценка из возможных. Автомобиль новый или возрастом менее 12 месяцев, с пробегом до 10.000 км, в отличном состоянии, почти соответствующем новому. Не требует никакого ремонта и прочих работ. |
6 | Новый автомобиль. Автомобиль возрастом менее 36 месяцев, в превосходном состоянии, не требующем никакого ремонта или прочих работ. Пробег от 15.000 до 30.000 км, шины с четким рисунком протектора, двигатель работает идеально. |
5 | Почти новый автомобиль, с пробегом менее 50.000 км. Возраст автомобиля не имеет четких ограничений, но при очень хорошем общем состоянии и пробеге, как правило, менее 50.000 км. Кузов может иметь небольшие, практически незаметные повреждения и вмятины. Ни салон, ни кузов при этом совершенно не требуют ремонта. Двигатель работает отлично. При минимальном ремонте или даже после тщательной уборки такой автомобиль будет соответствовать оценке «6». |
4.5 | Отличное состояние, с минимальным количеством царапин и вмятин. Автомобиль так же, как и при оценке «5», может быть любого возраста, но в очень хорошем состоянии. Может иметь небольшие царапины, пятнышки ржавчины или небольшие поверхностные повреждения кузова. Будет в состоянии получить оценку «5» после небольшого косметического ремонта. |
4 | Хорошее состояние, царапины, вмятины, ремонтированные места, возможны замены деталей. Автомобиль любого возраста, но в хорошем состоянии. Пробег, как правило, до 100.000 км. Число царапин и поверхностных повреждений кузова больше, чем при оценке «4.5», и для их устранения требуется более серьезный ремонт, чем в оценке «4.5». Автомобиль может быть после небольшой аварии с заменой и ремонтом кузовных деталей. |
3.5 | Небольшие царапины, вмятины, сколы. Возможно, потребуется чистка салона, возможны замены деталей. Автомобиль любого возраста, но в относительно хорошем состоянии. Есть более заметные царапины и поверхностные повреждения кузова либо пробег более 100.000 км. Требуется ремонт кузова, есть сколы краски, краска выглядит тусклой. В сервисной книжке с историей обслуживания может быть прописан ремонт или замена некоторых запчастей (тормозов, муфты, шин и т.п.). Автомобиль может быть после некрупной аварии с заменой и ремонтом кузовных деталей. |
3 | Автомобиль имеет очевидные вмятины и царапины, нуждается в кузовном ремонте. Грязный салон, включая прожоги сидений. Либо пробег больше 120.000 км. Автомобиль любого возраста в удовлетворительном состоянии, с заметными царапинами, поверхностными повреждениями кузова или пробег более 120.000 км. Краска на кузове может быть блеклой. В сервисной книжке с историей обслуживания, как правило, прописан ремонт или замена запчастей. Автомобиль может быть после аварии с заменой и ремонтом кузовных деталей. |
2 | Заметные вмятины и царапины. Возможен кузовной ремонт. Грязный салон, включая прожоги сидений. Либо очень большой пробег. Автомобиль любого возраста, общее состояние довольно плохое. Имеет сильные повреждения и требует частичного или даже полного ремонта. Такие автомобили обычно стоят очень дешево. |
1 | Плохое техническое состояние. Возможно: машина была затоплена, попала под град, либо плохо восстановлена после аварии. Автомобиль имеет серьезные повреждения («утопленник», ржавчина, последствия аварии) либо подвергнут тюнингу с заменой стандартных комплектующих на нестандартные (другая турбина, замена АКПП на МКПП и т.п.) |
0, R, A | Аварийный автомобиль, качественно восстановленный. При ремонте не затрагивались силовые элементы. Автомобиль любого возраста, как правило, после крупной аварии и отремонтированный за счет страховой компании. При продаже перечисляются и описываются ремонтные работы. В остальном же автомобиль может быть в хорошем состоянии, но цены на машины с такой оценкой ниже. |
R1, R-A | Автомобиль, восстановленный после аварии. Сочетание оценок R и 1(либо R и A) — либо автомобиль, побывавший в серьезной аварии и восстановленный после нее с вмешательством в несущие конструкции кузова, либо модернизированная машина с нестандартными запчастями (последнее чаще относится к т.н. «спортивным» моделям, подвергнувшихся тюнинговым работам). |
*** | Битый автомобиль. Битый не восстановленный автомобиль, очень старый автомобиль либо автомобиль с серьезным дефектом двигателя (машина не на ходу). |
Термины и аббревиатуры
4SD | 4 двери / седан. | 4HT | 4 двери/ Хардтоп. |
2CP | 2 двери / купе | 5W | 5 дверей / универсал |
5HW | Автобус с высокой крышей | 5V | Автобус |
2T | Грузовик | T/M | Transmission КПП/АКПП |
FA | Напольная автоматическая | 5F | Напольная механическая 5-ти ступенчатая |
4F | Напольная механическая 4-х ступенчатая | AC | Кондиционер |
AAC | Авто кондиционер | WAC | Двойной кондиционер |
PS | Гидроусилитель руля | PW | Электростеклоподъемники |
ST | Стереомагнитола | CD | СD-проиграватель |
SR | Люк | AB | Подушки безопасности |
AW | Литые диски колес | ABS | Тормозная система |
NV | Навигация | TV | Телевизор |
LS | Кожаные сиденья | FF | передний привод, двигатель расположен впереди |
FR | задний привод, двигатель расположен впереди | RR | задний привод, двигатель расположен сзади |
4WD | полный привод | MID | задний привод, двигатель расположен посередине |
AT | автоматическая коробка передач | MT | механическая коробка передач |
CVT | вариаторная коробка передач | D | дизель |
G | бензин |
Оценки кузова
Ниже представлен основной список, принятых на японских автоаукционах, обозначений кузовных дефектов.
Царапина | |
А1 | Царапины длиной до 10 см. |
А2 | Царапины длиной до 20 см, покрывают менее 1/4 детали. |
А3 | Царапины длиной до 40 см, покрывают менее 1/2 детали. |
А4 | Больше 40 см, покрывают больше чем 1/2 детали. |
А5 | Полностью покрывают деталь. |
Вмятина с царапинами | |
В | симбиоз U и А |
Вмятина | |
Е | Маленькая вмятина от камешка. |
U1 | Вмятина размером меньше 5 см. |
U2 | Вмятина размером около 10 см. |
U3 | Вмятина больше 12 см. |
U4 | Вмятина более 20х20 см. |
U5 | Вмятина занимает всю или более чем одну деталь. |
Ржавчина | |
S1 | Ржавчина размером с мяч для гольфа. |
S2 | Ржавчина размером с теннисный мяч. |
S3 | Ржавчина размером с футбольный мяч. |
Коррозия | |
C1 | Коррозия размером с мяч для гольфа. |
C2 | Коррозия размером с теннисный мяч. |
С3 | Коррозия с размером с футбольный мяч. |
Покраска | |
W1 | Квалифицированные ремонтные работы. Практически незаметны следы ремонта. |
W2 | Покрасочные работы могут быть заметны. |
W3 | Неровности окрашивания ярко выражены, необходима перекраска. |
Оценка лакокрасочного покрытия | |
Р1 | Небольшая блёклость, содрана краска. |
Р2 | Частичная блёклость, содрана краска. |
Р3 | Большая блёклость, содрана краска. |
Скол, указывается как правило на лобовом стекле | |
Х1 | Трещина 1 см. |
Х2 | Трещина 2 см. |
Х3 | Трещина больше Х2. |
Другие | |
Y | Трещина |
X | Элемент кузова нуждается в замене |
XX | Элемент кузова заменен |
BP | След от удара |
M | Модификация — тюнинг |
Оценки бампера
Царапины | |
А1 | На бампере есть царапины. |
А2 | Одна треть поверхности бампера покрыта царапинами. |
А3 | Царапин очень много. |
А4 | Царапины покрывают более половины поверхности. |
А5 | Покрывают всю поверхность. |
Трещины | |
Y1 | Есть трещины в двух местах. |
Y2 | Трещин довольно много. |
Y3 | Очень много трещин, есть восстановленные. |
Вмятины | |
U1 | Небольшие вмятины, продавленности, потертости. |
U2 | Вмятины. |
U3 | Большие вмятины, большие продавленности, значительные потертости. |
Покраска | |
W1 | Все восстановлено хорошо. |
W2 | Заметны неровности в местах восстановления. |
W3 | Восстановлено криво, требуется перекрасить бампер. |
Оценки салона
Некоторые аукционные эксперты оценивают интерьер автомобиля, пользуясь для этого следующими параметрами:
A | Чистый салон. |
B | Чуть загрязненный салон, возможны подпалинки. |
C | Салон, требующий чистки, возможны прожженные места. |
D | Загрязненный салон, имеются царапины, возможно порванные места обшивки. |